Планы властей усложнить разводы напомнили об опыте "примирений" супругов в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Федеральные власти планируют сделать обязательной процедуру досудебного примирения супругов перед разводом, которая уже много лет действует в Чечне и чеченских диаспорах за рубежом. Правозащитники напомнили о Мадине Умаевой и Ларисе Арсанукаевой, для которых примирения закончились трагически.
Как писал "Кавказский узел", комиссии по урегулированию семейных конфликтов в Чечне были созданы по указанию главы республики Рамзана Кадырова. Воссоединение семей происходит под давлением и часто становится травматичным для тех, кто по разным причинам решил развестись, указали ранее опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Об убийстве в Ницце чеченки Ларисы Арсанукаевой французские издания сообщили 4 ноября. 39-летняя женщина скончалась от множественных ножевых ранений, также во время нападения тяжелые ранения получила ее 17-летняя дочь, которая пыталась защитить мать. По делу об убийстве задержан бывший муж Арсанукаевой Башир Алибиев - он проник в квартиру, где Лариса находилась с двумя дочерьми, сделав дубликаты ключей. В 2023 году суд запретил ему приближаться к бывшей жене из-за домашнего насилия, но в 2024 году срок запрета истек. Резонансное преступление привело к открытому обсуждению проблемы домашнего насилия в местной чеченской диаспоре, а 8 ноября в Ницце прошел митинг в память о Ларисе Арсанукаевой и других жертвах домашнего насилия. Выступавшие женщины подчеркивали, что больше не готовы мириться с замалчиванием насилия, сообщало издание "Даптар".
В России до сих пор нет закона о профилактике домашнего насилия, но власти на этом фоне инициируют законодательное усложнение процедуры развода. Правительство РФ готовит поправки в закон, которые сделают обязательной для супругов встречу с примирителем или "медиатором" до суда; на федеральном уровне этот механизм планируется внедрить в 2026-2027 годах, хотя жителям Северного Кавказа такие "примирительные меры" властей и религиозных авторитетов в делах о разводе давно знакомы, обратило внимание движение "Кавказ без матери".
"Под лозунгами "сохранения семьи" и "демографической заботы" государство готовит механизм давления - с уговорами, наставлениями и обязательными "беседами", - отмечается в публикации Telegram-канала движения.
Правозащитники напомнили, что официальные "комиссии по гармонизации семей" давно действуют в Чечне - эти структуры пытаются "вразумлять" и “возвращать в семью” женщин, которые пытаются получить развод или сбегают от мужей из-за домашнего насилия. В качестве примера снисходительного отношения чеченских властей к насилию над женщинами в семье они привели комментарий главы республики по случаю убийства Мадины Умаевой.
История смерти Мадины Умаевой из Гудермеса вызвала общественный резонанс в Чечне. Умаева умерла 12 июня 2020 года в доме своего супруга и была похоронена ночью. Муж Мадины утверждал, что она погибла, упав с лестницы во время эпилептического припадка. По словам родственников Умаевой, между нею и ее супругом часто происходили ссоры. Тело Умаевой эксгумировали 20 июня 2020 года, через три дня в дело вмешался Рамзан Кадыров. Он заявил, что у родных Умаевой нет подтверждений, что в ее смерти виновен супруг. После этого мать Умаевой принесла извинения за слова о насильственной смерти дочери.
Также правозащитники напомнили о судьбе убитой в Ницце Ларисы Арсанукаевой, отметив, что в кавказских диаспорах за пределами Чечни тоже существуют механизмы "примирения" супругов с участием общественных и религиозных авторитетов. Ларису Арсанукаеву "после бегства от мужа-абьюзера неоднократно пытались примерить с бывшим мужем: убеждали вернуться, обещали контроль и безопасность, давили авторитетом".
"Лариса замирялась, как могла. Простила побои, не пошла в полицию и была готова к компромиссам ради детей. В итоге бывший муж пробрался в ее квартиру с дубликатом ключей и убил Ларису", - говорится в публикации.
План правительства по развитию семейной и демографической политики предусматривает поправки в федеральный закон, регулирующий альтернативные способы разрешения споров с помощью посредника. Они сделают обязательной информационную встречу с медиатором для всех участников семейных конфликтов, касающихся интересов несовершеннолетних, до подачи иска в судебные инстанции, информировал 5 января ТАСС.
Тело Ларисы Арсанукаевой отправили на родину только 5 января, спустя два месяца после убийства, сообщила сегодня правозащитная группа "Марем". "Все это время она лежала во французском морге, потому что родственники мужа не подписывали необходимые для похорон документы", - говорится в публикации.
Подготовкой тела Арсанукаевой для транспортировки занимался благотворительный фонд. Семья бывшего мужа Ларисы долгое время не направляла в суд документы, подтверждающие, что у них нет дополнительных требований к судмедэкспертам и тело можно отдать. "Они решили, что недостаточно мучали Ларису при жизни, что помучают и ее бездыханное тело", - написала чеченка Эли Хесмак, которая активно освещает дело Арсанукаевой.
Правозащитники из "Марем" обратили внимание, что такое отношение к телу является демонстрацией пренебрежения со стороны родственников убитых женщин. На этом фоне они напомнили об Айшат Баймурадовой, чье тело уже больше двух месяцев находится в морге в Ереване, поскольку родственники девушки не ответили на запрос о том, что с ним следует делать.
"Такое поведение должно дать всем понять - мы не уважаем эту женщину, нам не нужно ее тело и нам без разницы, что с ним произойдет. Семья продолжает показывать, что женщина принадлежит им - и живая, и мертвая", - говорится в публикации.
23-летняя уроженка Чечни Айшат Баймурадова 19 октября была найдена мертвой в съемной квартире в Ереване. Она сбежала в Армению от домашнего насилия, но при этом публично критиковала кадыровскую власть. Около дома, где нашли тело Баймурадовой, были замечены Карина Иминова, которая вызвала Айшат на встречу, и 30-летний уроженец Чечни Саид-Хамзат Байсаров. Официально причина смерти Айшат не названа. Следователи направили запрос в Россию, чтобы найти родственников Айшат, готовых забрать тело, однако желающие похоронить ее на родине не объявились.
Мы обновили приложения на Android и IOS! Будем признательны за критику, идеи по развитию как в Google Play/App Store, так и на страницах КУ в соцсетях. Без установки VPN вы можете читать нас в Telegram (в Дагестане, Чечне и Ингушетии – с VPN). Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсетях Facebook*, Instagram*, "ВКонтакте", "Одноклассники" и X. Смотреть видео "Кавказского узла" можно в YouTube. Присылайте в WhatsApp* сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.




